Сообщение
+7 (499) 922-1-2-3-4
Такцанг-лакханг
Такцанг-лакханг

Паро Такцанг, или "Логово Тигра", или Такцанг-лакханг, - это знаменитое священное место и храмовый комплекс Гималайского Буддизма, расположенный на скале долины Паро в Бутане. Храмовый комплекс был построен в 1692 году вокруг пещеры Такцанг Сенге Самдуп, где по сказаниям, Гуру Падмасамбахва медитировал в течение трех лет, трёх месяцев, трёх недель, трёх дней и трёх часов в 8-м веке. Считается, что Падмасамбхава ввёл буддизм в Бутане. Сегодня Паро Такцанг является наиболее известным из тринадцати мест Такцанг, или "тигриных логов" - пещер, в которых медитировал Падмасамбхава. Храм представляет собой элегантную структуру, построенную вокруг пещеры в 1692 году, и является культурной иконой Бутана.

Популярный фестиваль, известный как Цечу, проводится в честь Падмасамбхавы и отмечается в долине Паро в марте или апреле.

 

История 

Предпосылки и легенды

Согласно легенде, связанной с этим Такцанг, буквально означающим "Логово Тигра", считается, что Падмасамбахва прилетел из Тибета в это место на спине тигрицы из Кхенпаджонг. Этому месту было предназначено приручение тигриного демона.

Другая легенда гласит, что бывшая жена императора, известная как Еше Цогьял, охотно стала ученицей Гуру Ринпоче (Падмасамбахвы) в Тибете. Она трансформировалась в тигрицу и перенесла Гуру на своей спине из Тибета в настоящее местоположение Такцанг в Бутане. Здесь в одной из пещер Гуру медитировал и реинкарнировался 8 раз, после чего это место стало святым. Впоследствии место стали называть  "Логовом Тигра".

Популярная легенда монастыря Такцанг далее ещё  больше украшена историей о Тензине Рабгье, который построил здесь храм в 1692 году. Согласно этой легенде предполагается, что Падмасамбахва перевоплотился в Тензина Рабгье. Доказательствами этого выступают следующие не поддающиеся разумному объяснению факты: было замечено друзьями Тензина Рабгье, что он находился одновременно и внутри, и снаружи своей пещеры; даже очень небольшого количества еды было достаточно, чтобы накормить всех посетителей; ни один человек не пострадал во время богослужения (несмотря на то, что путь к монастырю был очень опасным и скользким);  люди долины Паро видели в небе различные формы животных и религиозных символов, включая дождь из цветов, которые появились и также исчезли в воздухе, не коснувшись земли.


Создание места медитации

Падмасамбахва ввёл Буддизм и ньингмапскую школу буддизма Махаяны в Бутане и был провозглашён "защитником святого Бутана". Позже Падмасамбахва посетил Бумтанг, чтобы смягчить мощное божество, которого обидел местный король. Отпечаток тела Падмасамбахвы остался на стене пещеры близ монастыря Kурджей-лакханг. 

С 11-го века, многие тибетские святые и выдающиеся деятели приехали медитировать в Такцанг, включая Миларепу (1040-1123), Фа Дампа Сангье (умер в 1117), Тибетского йога Мачига Лабдрона (1055-1145) и Тхангтона Гьялпо (1385-1464 ). Во второй половине 12-го века была создана Лапа Школа в Паро. С 12-го по 17-ый века многие ламы из Тибета создали собственные монастыри в Бутане. Первое святилище было построено в районе 14-го века, когда Сонам Гйелтшен - лама Ньингмапа - прибыл из Тибета. Картины, которые он привёз, возможно различить на скале над основным зданием и сейчас. Комплекс Такцанг Угьен Цемо, который был восстановлен после пожара в 1958 году, как говорят, корнями восходит к 1408 году. Такцанг оставался под патронажем лам на протяжении веков до середины 17-го века. 


Период с 17-го века по настоящее время: современный монастырь

Известный в 17 веке Тертон Пема Лингпа из Бумтанга, основавший множество монастырей в разных частях Бутана, также сыграл важную роль в создании религиозных и светских форм танца, взятых из его концепции "Зандог Пелри". Этот танец исполнялся в Паро на фестивале Цше. Но это было во времена Нгаванга Намгьяла из подразделения Друкпа, бежавшего из Тибета, чтобы избежать преследования со стороны противоположного подразделения - Гелугпы (которая главенствовала в Тибете под предвадительством Далай-ламы).

В свое время, он зарекомендовал себя в Бутане как «модель господства" и был известен как "Шабдрунг" с большим подчтением. Он хотел создать здание на месте Такцанг Пел Пхук. Вво время тибетского вторжения в Бутан в 1644-1646 годы Шабдрунг и его тибетский ньингмапский учитель разбудили Падмасамбхаву и защающие от бед божества в Такцанг, чтобы одержать победу над захватчиками. Он выполнил ритуалы, связанные с празднованием Цечу. Бутан выиграл войну против Тибета. Однако Шабдрунг не смог построить храм  Такцанг, чтобы отпраздновать это событие, хотя очень хотел это сделать.

Желание Шабдрунга построить храм здесь всё же было выполнено Тензином Рабгье (1638-96), первым и единственным преемником Шабдрунга Нгаванга Намгьяла, " дальним родственником с боковой линии нисходящего с 15-го века 'священного сумасброда Друкпа Кюнли". Во время визита священной пещеры Такцанг Пел Пхук во время Цечу в сезон 1692 он заложил основы для построения храма, посвященного Гуру Ринпоче, и назвал «Храмом Гуру с восемью именами». Это было решение, принятое Тензином Рабгье, когда он стоял в пещере с видом на долину Паро. В это время он был ведущим религиозных танцев на фестивале Цечу. 


Разрушение из-за пожара

19 апреля 1998 года произошел пожар в главном здании монастырского комплекса, в котором находились ценные картины, артефакты и статуи. Огонь, как полагают, были вызван коротким замыканием электричества. Монах погиб во время пожара. Реставрационные работы были проведены по ориентировочной стоимости 135 000 000 нгултрум. Правительство Бутана и затем король Бутана, Джигме Вангчук Сингай, курировал восстановление поврежденного монастыря и его содержимого в 2005 году.


География 

Монастырь расположен в 10 км (6,2 миль) к северу от Паро и находится на отвесной скале на 3120 метров (10240 футов), около 900 метров (3000 фут) над долиной Паро, на правой стороне Паро Чу ( "Чу" означает "река" или
"вода"). Скальные склоны очень крутые (почти вертикальные), и монастырские здания построены в скале. Хотя местоположение монастырского комплекса выглядит небезопасным, к нему есть несколько направлений: путь с северо-запада через лес, путь с юга и с севера (доступ через скалистое плато, которое называется "Сто Тысяч Фей ", известные как Бумда). "Дорога мула", ведущая к монастырю проходит через сосновый лес, который красочно украшен мхом и молитвенными флагами. Во многие дни облака окутывают монастырь и производят жуткое ощущение его удаленности.

На пути к монастырю есть Лакханг (монастырь на уровне деревни) и храм Ургьян Цемо, который, как и главный монастырь, расположен на скалистом плато с обрывистым выступом в несколько сотен футов над долиной. С этого места монастырские здания видны на противоположной стороне, которая называется "Медные райские горы Падмасамбхавы". Это та точка, которая является местом обозрения для посетителей, и здесь есть кафетерий, где можно охладиться различными напитками. Дорога от этого места очень живописна, там водопад, звуки которого разрушают тишину. Проходя по этому маршруту, можно увидеть голубые сосны, молитвенные флаги и киоски, в которых торгуют атрибутикой для поклонения (например, молитвенными колесами, храмовыми колоколами и черепами). Маршрут изобилует храмами. На этом пути есть большой водопад высотой в 60 метров (200 футов), который впадает в священный бассейн. Дорога ведёт в главный монастырь. Пещера Гуру Ринпоче, где он медитировал, также видна. Эта пещера открыта для свободного посещения только раз в год. 


Структура


Внешний вид

Монастырские здания состоят из четырех основных храмов и жилых убежищ, идеально спроектированных для расположения на скалистых выступах, в пещерах и на скалистой местности. Из восьми пещер к четырем сравнительно легко подойти. Пещера, в которую Падмасамбхава впервые вошел верхом на тигрице, известна как «Тхолу Пхук» и пещера, где он проживал и медитировал, известна как "Пел Пхук". ПОд руководством Тензина Рагбье духовно просвещенные монахи построили здесь монастырь. Монастырь так опасно располагался, что он сказал: "он цепляется к горе, как  геккон (ящерица)". В основную пещеру можно войти через узкий проход. В темной пещере находится десяток изображений бодхисаттв и масляные лампы, освещающих эти идолы. Изящный образ Ченрезига также обожествляли здесь. В соседней маленькой камере помещено священное писание; важность этого писания заключается в том, что оно было, по сказанию, с золотой пылью и измельченным костным порошком божественного ламы. Оно также гласит, что монахи, которые практикуют ваджраянскийй буддизм (формальная государственная религия Бутана), живут в этом монастыре в течение трех лет и редко спускаются в долину Паро.

Все здания соединены между собой ступеньками и лестницами, сделанными в скалах. Также есть несколько деревянных мостов вдоль путей и лестниц. В храме на самом высоком уровне есть фриз Будды. Каждое здание имеет балкон, который обеспечивает прекрасный вид на живописную долину Паро внизу.  


Другие структуры в стенах

Такцанг Зангдо Пари - место, где жена Падмасамбахва, известная как "Фея Мудрости", Еше Цогьял, стала основателем монастыря с таким же именем Такцанг, а также двух других монастырей. Настоящей смотрительнице - старой монахине -  этого места помогает молодая монахиня.

Другим важным местом около храма является Ургьен Цемо, "Пик Ургьен" имеет небольшой Мани Лакханг. Молитвенное колесо, которое крутит старый монах, звучит с курантами, которые слышны каждый день в 4 часа утра. Над Ургьеном располагается святой пещерный храм, известный как "Пхапхуг Лакханг", который является главной святыней в Такцанг. Это также резиденция главного ламы, Karma Thupden Chokyi Nyenci.


Картины

"Медные райские горы Падмасамбхавы" наглядно изображены в форме сердца на каждой картине, а также на стенах монастыря, как постоянное напоминание о легенде. Картины установлены на постаменте, который представляет собой сферу короля нагов посреди Дакинь, и вершина в живописи означает область Брахмы. Картины также изображают Клагенфуртов - полубогов с человеческой головой и телом змеи, которые, как сказаниям, живут в озерах (считается, что они охраняют спрятанные сокровища). Аллегорически, они представляют духовные святые писания.

Святой холм изображается с четырёх сторон, написанных разными цветами - на востоке сторона кристаллического белого цвета, на юге - желтая сторона, запад написан красным цветом, и север имеет зеленый цвет. Дворец имеет четыре стороны и восемь углов с нижних и верхних ярусов, украшенных драгоценными камнями. Стены из кирпича, балконы украшены драгоценными камнями с религиозными символами. Окружение показано в виде деревьев с желаниями, фонтанами с водой жизни, пятицветными радугами и светом, исходящим от цветов лотоса. Падмасамбхава показан сидящим на стебле лотоса, излучающего божественную энергию.

Подробно изображены на четырех гранях и восьми углах пять воплощений Будд, подавляющих демонов (выполняя по четыре благочестивых поступков), и помещены на престолы.